Бытует мнение, что масс-маркет вытеснил индивидуальный пошив. Мы убедились в обратном, пообщавшись с владелицей ателье Юлией Рычковой. Студия, которая носит имя своей создательницы, существует в Коломне уже не первый год. Сотни довольных клиентов и тысячи часов кропотливой работы — дизайнер рассказала нам о своей карьере в модной индустрии и поделилась планами на будущее.
В детстве у меня было хобби — я шила куклам одежду, наряжала пупсиков. В старших классах, когда начала ходить на дискотеки, появилось огромное желание отличаться нарядами от всех девочек. Тогда-то я и начала из каких-то бабушкиных обрезков ткани шить себе платья. Такие экспериментальные наряды я делала только для себя и никогда не думала, что это может стать моей профессией.
После школы я поступила в Политех, год там училась, но быстро поняла, что это не мое. На парах сидела, красила ногти, в группе были одни парни, которые были готовы сделать любую курсовую — все это оказалось слишком неинтересно. Мне захотелось развиваться в сфере моды. Поступить сразу в институт на бюджет было слишком сложно, поэтому свое образование я начала в техникуме в Раменском. Сначала в меня никто не верил, многие говорили: «Юля, ты слишком любишь спать, тут вставать придется в пять утра каждый день», и, знаете, это очень меня подстегнуло. Захотелось доказать всем, что я смогу. Два года я прилежно там проучилась, вопреки всем обстоятельствам получила красный диплом и отправилась покорять московский вуз.
Сначала в меня никто не верил, многие говорили: «Юля, ты слишком любишь спать, тут вставать придется в пять утра каждый день», и, знаете, это очень меня подстегнуло. Захотелось доказать всем, что я смогу.
Вступительные экзамены в формате собеседования я с успехом прошла и еще на один шаг приблизилась к своей мечте. Я очень активный человек, поэтому решила использовать институт, как площадку для реализации своих идей. Часто в голову приходила мысль: «Так у меня же коллекции, что же я сижу?». Договорилась с директором ДК «Куйбышева», выставляла у них свои коллекции, совершенно бесплатно. Мне было важно, чтобы люди видели, чем я занимаюсь.
После успеха в формате своего города я приняла решение прийти в деканат своего факультета и узнать у них, помогают ли они своим студентам. Мне ответили, что на факультете есть много людей, которые мыслят так же, как и я, а на развитие выделяются небольшие деньги. Эта новость очень обрадовала меня, и я решила дерзать. Показала свою коллекцию, ее по достоинству оценили и предложили мне поехать на конкурсе в Египте. Я, конечно же, согласилась, но в глубине души все равно были сомнения. Как-то не рассчитывала на такие поездки, это все-таки требует затрат. Удача была на моей стороне, нам полностью оплатили поездку, я заняла третье место и даже выиграла денежный приз. После этого я еще неоднократно участвовала в различных конкурсах и показах.
В 2006 году, после окончания вуза, мне поступило предложение работать технологом на крупной фабрике в Москве. Стандартный график 5/2, неплохая зарплата, казалось бы, это просто счастливый билет для молодого специалиста. Я очень долго думала, но все-таки пришла к выводу, что жить в Москве я не смогу, потому что это совершенно не мой город. Ездить каждый день — это значит полностью лишить себя даже намеков на личную жизнь. Но главным аргументом стало то, что образование, которое я так долго получала, далось мне слишком тяжело, и работать на кого-то было бы слишком обидно.
Мне хотелось открыть что-то свое, но было крайне страшно. Еще в студенческие годы на одном из конкурсов я познакомилась с Олегом Самойловым. Как только он услышал, что я из Коломны, сразу завязалось общение, мы стали с ним часто встречаться в городе. В какой-то момент я решила сделать ему деловое предложение открыть мастерскую. К тому моменту я успела наработать небольшую клиентскую базу, огромных вложений в открытие не требовалось, мы сняли помещение 12 квадратных метров и начали работать. Подшивали брюки, ремонтировали молнии, клиентов становилось все больше, приняли решение расширяться — сняли 25 квадратов. Два года мы работали там. Я всегда стремлюсь к росту, поэтому в какой-то момент поняла, что 25 метров мне уже стало тесно. Но Олег не пошел на такой риск, и в следующее помещение я въехала уже одна.
Оно, к слову, нашлось очень быстро. Немного сумасшедший поступок, ведь пришлось сорваться с прошлого места, снова делать ремонт. Там я удержалась три года. Мне показалось, что это не придел и надо и дальше прогрессировать, хотелось чего-то особенного. Долго подбирала помещение, долго добивалась его. Фактически два года ушло на все это. На радостях в кратчайшие сроки сделали тут ремонт. Он кстати мне очень запомнился, если площадь, которую занимал банк, была хоть как-то адаптирована для жизни, то другая часть полностью соответствовала образцам 19 века. Было ощущение, что оттуда только-только дворяне съехали: потолки четыре метра и паркет.
Здесь мне очень нравится, но все равно стоять на месте — это не про меня. Да, наверное, сильно я рисковать не буду, как раньше. Пока в ближайших планах открыть осенью шоу-рум. Это, конечно, требует уже другого количества времени и большого запаса сил, но первые шаги уже сделаны. Фабрики, которые готовы отшивать, уже найдены. Я много советуюсь с дизайнерами из других городов, стараюсь узнать как можно больше, чтоб не наступить на их грабли. К счастью, все очень радушны, делятся своими хитростями, подсказывают как надо. Это важно. Надеюсь, у меня все получится, и я рассчитываю все свои силы посвятить именно этому.
Конечно, индивидуальный пошив никогда не сравнится с вещью, купленной в магазине, достаточно просто вывернуть наизнанку и посмотреть. Разница колоссальная. Даже те клиентки, которые пополняли свой гардероб вещами исключительно из ЦУМа и ГУМа, остались у меня. Сейчас стало заметно, что качество премиум сегмента значительно упало. Вообще, у меня много московских клиентов, но мыслей переехать туда или просто открыть там свою студию никогда не было. Находиться там неприятно, если мне нужно привести какой-то товар — заказываю курьера. Это спасает, раньше приходилось ездить самой — это очень напрягало, теперь я чаще в Коломне. Мне здесь намного комфортнее. Я стала замечать, что я устаю от людей, а точнее от их количества. Приходится много общаться, и часто мне хочется просто помолчать, особенно дома — это святое, прийти и первые десять минут просто помолчать, после чего можно начать разговор с домашними. Нужна эмоциональная разрядка.
Вообще, каждый клиент для меня очень важен. Я люблю, когда, к примеру, клиентка приходит за изделием, полчаса любуется на себя в примерочной, теряет там сознание и уходит от меня абсолютно счастливой. Часто слышу от довольных клиентов: «Юлечка, я тебя люблю. Ты просто мой наркотик.», что самое интересное говорят они это как по шаблону, не зная друг друга, поэтому это особенно ценно. Если они так говорят, значит они получают реальное удовольствие от всего процесса. Каждая примерка — маленький праздник.
Я люблю, когда, к примеру, клиентка приходит за изделием, полчаса любуется на себя в примерочной, теряет там сознание и уходит от меня абсолютно счастливой.
В изделиях для меня самое важное — правильная посадка. Если я вижу на примерке какой-то недостаток, я не успокоюсь, пока не исправлю. Иногда клиент сам не замечает каких-то дефектов, ему все нравится, он доволен , но меня не устраивает. Все должно быть идеально: посадка, правильные линии, контрольные точки. При этом важно не навязывать клиенту свое мнение. С каждым годом все заметнее меняется вкус людей. Замечаю это даже по себе: если раньше я просто боготворила Тьерри Мюглера, то сейчас он мне интересен, но уже не как кумир.
Я настраиваюсь на каждого клиента. Были такие, на которых было сложно морально настроиться. Сейчас с этим намного проще, я уже капризная и могу «выбирать» . Я как-то прочитала очень правильную мысль:«Очень важно работать с теми, с кем комфортно». Это действительно так, результат получается намного лучше. Есть клиенты которых «не ждешь». То есть, назначил примерку и забыл про нее. Человек помнит, он придет. А раньше бывало и так, что неприятному тебе клиенту назначаешь примерку и при этом мучаешься весь день. Ты знаешь, во сколько она придет, не можешь работать до часа X. Сейчас я перешла в дружеский формат. Все клиенты — мои приятели.
У меня есть дочка Вероника. Конечно, она еще маленькая, и то, что у нее мама профессионально шьет, заметно только на праздниках. Пока она не требует головокружительных нарядов, но, конечно, ей нравится, как и любой девочке, красиво одеваться. Думаю, чем старше она будет, тем маме придется сложнее. Вещи для себя я шью сама. В магазине приходится покупать только джинсы и обувь. Качество вещей в масс-маркете иногда пугает. Конечно, когда идешь и вдалеке видишь всю эту пестроту, кажется, что все очень красиво и круто, но чем ближе подходишь, тем больше разочаровываешься.
Но нельзя не заметить прогресс в качестве ткани в целом. технологии шагают с невероятной силой. В какой-то момент я поняла, что устала ездить в Москву под каждого клиента и выбирать материал. Еще когда я работала в маленьком помещении, я привозила ткань, которая мне нравилась, и просто оставляла «до лучших времен». Или бывало так, иду, вижу материал, который идеально подошел бы под конкретного клиента, и в итоге покупаю без его ведома. Когда мы переехали на Добролюбова, мы открыли мини-магазинчик. Это оказалось очень удобно. Клиент мог подойти и выбрать на месте, что давало мне больше времени на творчество. Сейчас еще легче, все делаю через интернет. Заказы мне привозят прямо в студию.
Качество вещей в масс-маркете иногда пугает. Конечно, когда идешь и вдалеке видишь всю эту пестроту, кажется, что все очень красиво и круто, но чем ближе подходишь, тем больше разочаровываешься.
Сейчас я не беру новых клиентов. В социальные сети выкладываю новые работы для того, чтобы показать, что можно сшить из ткани, купленной в магазине при ателье. Потому что часто, когда люди выбирают материал, они даже представить не могут, что из этого можно сделать. Был случай, когда три года висел кусок, никто его не покупал, и как-то я решила что-нибудь из него сделать. В итоге, я получила кучу восторженных комментариев и вопросов, где я нашла такую великолепную ткань.
Мне нравится все красивое. Не только красивые вещи, но и грациозные движения: жесты рук, поворот шеи. Я не боюсь делать комплименты, а главное — я не стесняюсь делать комплименты женщинам. Делаю я это всегда от души и очень искренне. Я не могу удержать такой порыв, обязательно высказываю свое мнение.
В начале карьеры были сложные клиенты. Приходилось их брать. Самое ужасное, когда девушка, например, приходит не одна, а с мамой или папой, или всей семьей. У каждого свой взгляд, свое мнение. Каждый тянет одеяло на себя. Очень сложно найти компромисс. Человеческий фактор присутствует. Может понравиться или не понравиться без видимых причин.
Иногда, когда я устаю от работы и постоянных заказов, устраиваю себе разгрузочные дни. Отодвигаю все заказы и просто делаю то, что я хочу. Девочки, которые со мной работают, в такие моменты не тревожат меня. Я крою, крою, крою… На поток, на продажу. После таких прорывных дней я выставляю эти вещи в торговый зал, где они долго не задерживаются. За неделю раскупают все, причем нет конкретных чисел, все приезжают «на удачу». Мне нужно выплескивать свою энергию, потому что в обычной работе я не в каждом изделии раскрываюсь.
Что касается моего стиля, раньше я любила одеваться сногсшибательно каждый день. Сейчас, я делаю это реже, когда надо куда-то поехать или еще какой повод, и чаще всего, когда я хочу поднять себе настроение. Походила, поймала на себе восторженные взгляды, заряд положительных эмоций получила.
Сейчас все столько говорят о кризисе, но, на удивление, весной клиенты просто нахлынули. Ну наверное из-за того, что в основном клиенты —это девушки. У женщин все проще. У нее что-то не получилось, какие-то проблемы — надо спасать ситуацию новым платьем. Но, конечно, евро вырос, мы держали старые цены на ткань до последнего.
Многие спрашивают, почему бы мне не взять еще одного конструктора в команду. Ведь условно, бизнес вырастет в два раза. Я задумывалась над этим, даже хотела взять на работу человека взрослого, у которого была бы старая советская закалка, но им слишком сложно объяснить, какие сейчас тенденции.
Взять, например, молодую талантливую девочку, нет гарантии, что она останется со мной. Можно вложить кучу сил в человека, но не получить отдачи. Единственный, в кого я готова вложить все свои силы — это моя дочь. Ей сейчас 4 года, она ходит в художественную школу, и кто знает, может ее привлечет моя работа. Я буду только рада.
Сейчас у меня четкий график: я встаю, еду на работу, обязательно еду на обед домой, до четырех я в студию. Ни о какой работе в ночь сейчас и речи быть не может. Сейчас, я успеваю реализоваться за то время, что я на работе. Конечно, иногда бывает, что я дома не могу отойти от чего-то важного, муж это замечает и даже отправляет в ателье, чтоб эти мысли меня не мучили, но у меня даже нет ключей от ателье. У директора нет ключей. Наверное это как раз тот режим работы, к которому я так долго стремилась.