Грянул кризис. Доллар и евро устроили залихватское соревнование под названием «Кто выше прыгнет». Нефть оказалась скромнее и решила более критично отнестись к собственной персоне. К счастью, цены ЖКХ отказались от излишней скромности. В условиях настолько нестабильной экономической ситуации советуем всем тем, кто ещё не сумел найти работу, поторопиться это сделать, ведь, по мнению западных светил рекрутинга, сентябрь — самое удачное для этого время.
Итак, Вы написали безупречное резюме, указав и прекрасное образование в престижном вузе, и многолетний опыт работы в крупной иностранной компании, и крепкие связи в министерских кругах, поделились всеми талантами, умениями и навыками. Свершилось — Вас пригласили на собеседование. Ваши действия?
Во-первых, внешний вид. Вспомните себя в школе. Вас и Ваших родителей вызвал классный руководитель «на ковёр». Тогда мы старались выглядеть безупречно-строго. Аналогичная ситуация просматривается и при устройстве на работу. Необходимо исключить из гардероба вульгарную, сильно облегающую одежду немыслимых цветов, если, конечно, Вы не оформляетесь в публичный дом. Никаких высоких каблуков, неухоженных ногтей, вычурного макияжа; только приятный, едва уловимый запах парфюма, начищенная до блеска обувь, чистые волосы. Руководствуйтесь понятиями гигиены и опрятности.
Во-вторых, осведомлённость. Заранее добудьте всю информацию о той организации, в которую собираетесь устраиваться. Нелепо выглядит ситуация, когда потенциальный сотрудник не имеет представления о том, что компания-работодатель кроме выпуска инновационных подгузников занимается пошивом шерстяных панталон по лекалам XVII века. Предугадайте все вопросы, которые могут возникнуть в процессе собеседования. Если Вы понимаете, что Ваши знания в области, скажем, маркетинга хромают, обратитесь к литературе или интернету — освежите их.
В-третьих, поведение. Как только Вы оказались на пороге организации (об опоздании не может быть и речи), обязательно дайте знать о Вашем появлении сотруднику стойки reception или администратору, предварительно вежливо поздоровавшись с ним. Если Вас попросят подождать, незамедлительно откликнитесь на просьбу. Никоим образом не выказывайте недовольства — это будет воспринято как высокомерие с Вашей стороны. Если Вам предложат кофе или чай, соглашайтесь только в том случае, если Вы владеете всеми правилами столового этикета, о коим мы ещё неоднократно поговорим.
Как общаться с руководителем?
Настал момент, и HR-менеджер или сам руководитель предприятия принял Вас и предложил занять место напротив. Держите спину, но не демонстрируйте излишней скованности. Сосредоточьтесь и попытайтесь понять, что в хорошем сотруднике (а Вы ведь именной такой сотрудник?) компания заинтересованы не меньше, чем Вы в ней. Отвечайте уверенно и по-деловому. Ваш тон не должен быть заискивающим, а голос тихим — сохраняйте чувство собственного достоинства. Чётко и кратко отвечайте на поставленные вопросы, избегайте слова паразиты и неуместной «простоты». Нужно продемонстрировать Вашему визави умение брать себя в руки и держать это состояние. Сможете, обаяйте потенциального босса, продемонстрируйте, что Вы человек интеллектуальный и настроены на самосовершенствование.
Что касается вопросов с Вашей стороны, то они должны быть сугубо рабочими: график работы, должностные обязанности, зарплата и система поощрений и прочее. Не стремитесь проникнуть в душу начальника, разжалобить его — это выглядит довольно жалко.
По статистике лишь одно из восьми собеседований заканчивается положительным результатом для кандидата
Уходя, не забудьте поблагодарить собеседника за профессионализм и потраченное время, после чего тот (если он воспитанный человек) первый протянет Вам руку. На фразу «Мы Вам перезвоним» ответьте лёгкой улыбкой. Будьте максимально доброжелательными и, что очень важно, настройтесь на успех.